|
Эпоха Возрождения. Ренессансный гуманизм. Ренессанс как стиль эпохи
1. С середины 14 века в Италии началось широкое культурное движение, которое со второй половины 15 века начинает распространяться и в других странах Европы и именуется Возрождением. Сам термин "Возрождение" (Ринашименто - на итальянском, Ренессанс - на французском языке) появился в XVI в. в Италии и описывал эту эпоху как время возрождения искусства после средневековья, считавшегося временем полного упадка. В основе формирования культуры Возрождения лежало возвращение к великому наследию античности.
Существом культуры Возрождения является начало идеологической борьбы с теологией, схоластикой, мистикой, проявлениями феодализма в литературе, науке, с подчинением культуры религии. Культурные деятели этой эпохи стремились создать новую культуру, основанную на принципе свободного развития автономной человеческой личности, ее освобождения от давления религии. Они прославляли радости земной жизни, стремились анализировать как внешний так и внутренний мир человека. Они называли себя гуманистами. Эпоха возрождения - эпоха антропоцентризма. В своем развитии движение Ренессанса прошло три этапа, связанных с периодами итальянской социально- политической жизни. Первым этап прошел в 15 веке, это была эпоха Раннего Возрождения. Это время отмечено господством городских коммун, которые переживали пору своего разложения; борьба неимущих с имущими слоями городского населения и переход к принципату. В деятельности первых гуманистов: обращение к античности на почве не прерывавшейся латинской традиции. В культуре представителями Раннего Возрождения стали Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто и др.
Своего расцвета культура Ренессанса достигла в Италии, чья земля была насыщенна величавыми останками античной архитектуры и искусства. Но, в отличие от античной Греции, где условия быта и жизни человека считались недостойными большого искусства, в эпоху Возрождения в произведениях живописи и скульптуры утверждалась красота земной жизни и быта того времени. Эпоха Возрождения была временем расцвета архитектуры, прикладного искусства, живописи и скульптуры. Праздничность утвари, мебели, одежды, живопись в декоре интерьеров - все это характерно для Высокого Возрождения. Высокое Возрождение представлено Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа Рабле.
Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Представители в литературе – Сервантес, Шекспир.
Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа.
2. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. Слово «гуманизм» происходит от латинского "гуманус" - человеческий, человечный, отличающийся любовью к людям. Философию Ренесссанса определяет:
-антисхоластическое движение,
-устремленность к человеку,
-вера в его великий духовный и физический потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Во второй половине XIV в. обнаружилась и затем все более возрастала в течение двух последующих веков (достигнув высшей точки особенно в XV в.) тенденция придавать изучению гуманистической литературы самое большое значение и считать классическую латинскую и греческую древность единственным примером и образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности.
Сущность гуманизма состоит не в том, что он обратился к прошлому, но в способе, которым оно познается, в том отношении, в котором он к этому прошлому состоит: " Именно отношение к культуре прошлого и к прошлому, ясно определяет сущность гуманизма. И особенность такого отношения заключается не в простом порыве восхищения и страсти, не в более широком охвате, но в определенном историческом сознании. "Варварское" [= средневековое] отношение состоит не в том, что игнорируется классическое наследие, но в том, что истина понимается вне исторической ситуации. Гуманисты открывают классику потому, что отделяют, не смешивая, свое собственное от латинского. Именно гуманизм действительно открыл античность, тех же Вергилия или Аристотеля, хотя они и были известны в Средние века, потому что возвратил Вергилия своему времени и своему миру, и стремился объяснить Аристотеля в рамках проблем и в рамках знаний Афин IV века до н.э. В гуманизме не различается открытие древнего мира и открытие человека, потому что это все одно; обнаружить древний мир как таковой — значит соразмерить себя с ним, и отделить, и установить отношение с ним. Определить время и память, и направление человеческого созидания, и земные дела, и ответственность. Совсем не случайно великие гуманисты были по большей части людьми государственными, активными, чье свободное творчество в общественной жизни было востребовано их временем.
3. Характерные особенности стиля Ренессанс:
Цвета: пурпурный, синий, желтый, коричневый
Линии: полуциркульные.
Геометрический рисунок: круг, квадрат, крест, восьмиугольник.
Форма: круглая или пологая крыша с башенными надстройками; арочные галереи, колоннады; круглые, ребристые купола; высокие и просторные залы, эркеры.
Конструкции: массивные и визуально устойчивые.
Окна: прямоугольные с тяжелым карнизом и фризом, круглые, полуциркульные арочные, часто спаренные и даже строенные.
Двери: устройство порталов с тяжелым карнизом, фризом и колоннами; прямоугольный и полуциркульный арочный вход.
Элементы интерьера: кессонный потолок; античные скульптуры; лиственный орнамент; роспись стен и потолка.
Стиль ренессанс характеризует свою эпоху, так как направлен на человека, на подчеркивание его достоинств. Он отличается утонченностью и великолепием.
Литература XVI века не была сплошь "ренессансной". Напротив, именно в этом столетии, благодаря повсеместному распространению книгопечатания, практически весь фонд традиционной средневековой словесности обрел второе рождение и вторую жизнь. Яркий пример - рыцарский роман, как раз в этот период получивший необычайное распространение в западной Европе и служивший предметом многочисленных переводов, подражаний и переложений.
|