|
Расцвет драмы и театра в Англии. Предшественники Шекспира. Шекспир: биография, основные этапы творчества.
1. Утверждение театра как полноправного вида искусства происходит в Англии, особенно в период расцвета «елизаветинской драмы». «Елизаветинская драма» возникла при королеве Елизавете и отличалась высоким комизмом и низким комикованием, утонченным юмором и грубым фарсом, романтизмом и реализмом. В Англии появляется первый публичный театр Д. Бербеджа, и начинают строиться специальные помещения для театральных представлений («Лебедь», «Глобус» и др.), причем за образец берутся театры Древней Греции и Рима. К. Марло создает трагедии, в которых ставятся проблемы возможностей познания мира человеком («Трагическая история доктора Фауста»), власти («Тамерлан Великий»). Особое место в творчестве этого драматурга занимает трагедия «Мальтийский еврей». В ней звучат весьма тревожные ноты, связанные с оценкой противоречивой роли буржуазии, стремящейся к пересмотру всех культурных ценностей человечества. Наиболее яркой фигурой ренессансного театра явился, безусловно, Уильям Шекспир - гениальный драматург, режиссер и организатор театра. «Шекспиризация» способствовала расцвету театрального искусства в большинстве стран Европы, а пьесы У. Шекспира стали своеобразным критерием сценического мастерства многих великих актеров.В средневековом городе театр — общественное предприятие, в Англии времени Возрождения — частное. Рано появляются предприниматели, предоставляющие театральное здание в наём труппе, дающие кредит на постановку и закабаляющие их. Не только актёров, но и драматургов.Существовали и театры на паях — вопросы решали профессионалы (пайщиками были не все актёры).Каждая труппа сотрудничала со своим драматургом (и в качестве режиссёра зачастую).Местом для выступления служили банкетные залы, дворы гостиниц, площадки для травли медведей и петушиных боёв. Первое постоянное театральное здание было сооружено в 1576 г. и называлось «Театр».В Лондоне начала XVI в. было три вида театров: придворный, частный и публичный.Придворный — сначала перестраивался и украшался банкетный зал. В 1622 году был построен специальный «Банкетный дом», в 1632 — «Кокпит при дворе» — восьмиугольный.Театры для широкой публики строились в Лондоне за пределами Сити — вне юрисдикции муниципалитета. Городские теары были двух типов. Вначале — публичные. Без крыши, часто — круглые с круглым или овальным залом, с 2-3 галереями вдоль стен. Ближе к сцене могли находиться 1-2 ложи, чистая публика устраивалась и на сцене на трёхногих табуреточках. Основная масса стояла в партере.Сцена представляла собой помост приблизительно метровой высоты, вдающийся в зал. Из артистического помещения был вход под сцену, где имелся люк. Сцена делилась на переднюю, заднюю и верхнюю (балкон), ещё выше — «хижина» (во время представления над крышей вывешивался флаг).Декораций было мало и они были примитивными. Чтобы помочь зрителям догадаться, о чём идёт речь, над сценой вывешивался плакат с названием пьесы, к колонне прикреплялась табличка с названием места действия (но публика была неграмотной), — отсюда необходимость пролога.Спектакли длились 2,5 ч. По окончании спектакля исполнялась джига.Частный (приватный) театр — театр закрытый. И в прямом (под крышей), и в переносном смысле — дороже были спектакли, дороже были билеты, другая публика. Спектакли проходили при искусственном освещении факелов и свеч, декорации — богаче.В годы расцвета английской драмы в Лондоне одновременно работало до шести театров. Труппа обычно состойла из 8-14 человек, женские роли иполнялись мужчинами, девичьи — мальчиками. Всё в этом театре было грандиозным: злодейство — без меры, смех — гомерический. Всё в нём было ярким, доводилось до крайностей. Не было резкой грани между сценой и зрительным залом.Обязательной принадлежностью труппы были шуты. Это было поистине народное зрелище.В годы английской буржуазной революции (1642-1660) театральная жизнь совершенно прекратилась, а театр, который возник позднее, был совсем уже другим.
2. Одним из предшественников Шекспира был Марло. Этот писатель оказал большое влияние на творчество как Шекспира, так и других драматургов того времени. Шекспир перенял от него не только белый стих (благодаря Марло окончательно утвердившийся в английской драме), но и многие идейные особенности и стилистические приемы его пьес, например тип трагического героя, вокруг которого концентрируется действие, высокий пафос характеристики, решение многих этических и существенно-политических проблем.
Другим крупным драматургом, отчасти, как и Марло, подготовившим творчество Шекспира, был Роберт Грин (1553—1592), который оставил множество драматических произведений. В «Истории монаха Бэкона и монаха Бонгея» (1589) Грин изобразил выдающегося английского ученого XIII в. Роджера Бэкона, борца против схоластики и основоположника теории эмпирического познания, который жестоко за это пострадал от обскурантизма французских монахов, к ордену которых он имел несчастье принадлежать. Но в те времена, когда писалась пьеса Грина, Роджер Бэкон был совершенно забыт, и потому Грин мог воспользоваться лишь народной легендой о нем, превратившей Бэкона в простого колдуна. Этот образ у Грина не имеет ничего общего с образом мятежного искателя истины — Фауста у Марло.Пьесы Грина отличаются от большинства произведений современных ему драматургов ярким демократизмом и народностью. Грин охотно выводит на сцену крестьян, ремесленников, обрисовывая их в сочувственных или даже героических тонах. Его драмы представляют разительный контраст с «клоунадами» предшествующих пьес, неизменно изображающих «мужика» в грубокомическом виде. Особенно любопытна в этом отношении одна из лучших его пьес «Джордж Грин, векфильдский полевой сторож» (1592), возникшая на основе народных баллад о Робине Гуде.
К последнему десятилетию XVI в. английская драматургия достигла своего полного развития. Разнообразие жанров, высокое мастерство техники, богатая идейная содержательность характеризуют английскую драму, созданную Лили, Марло, Кидом, Грином, Лоджем, Пилем и другими предшественниками Шекспира, которые представляли собой плеяду выдающихся драматургов. Но их превзошел самый выдающийся из всех писателей английского Возрождения — Шекспир.
3. Вильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в маленьком английском городке Стратфорде, расположенном на реке Эйвон. Его отец был ремесленником и купцом. Рассказ о детстве и юности Шекспира полон красочных подробностей. Однако наука не может признать их вполне достоверными. Когда Шекспиру было немногим более 20 лет, ему пришлось внезапно покинуть Стратфорд. Молодой Шекспир отправился в Лондон. Оказавшись в незнакомом городе без средств, без друзей и знакомых, он, как утверждают распространенные предания, зарабатывал первое время на жизнь тем, что караулил у театра лошадей, на которых приезжали знатные господа. Позже Шекспир стал служить в театре. Он следил, чтобы актеры вовремя выходили на сцену, переписывал роли, случалось, заменял суфлера. Словом, задолго до того, как великий драматург вывел на сцену своих героев, он узнал нелегкую закулисную жизнь театра. Прошло несколько лет. Шекспиру начали поручать маленькие роли в театре, позднее получившем название "Глобус ", спектакли которого пользовались успехом в Лондоне. Актером Шекспир так и не стал, но его высказывания об актерском искусстве, а главное, великолепное мастерство в построении пьесы, свидетельствуют о поразительном знании законов сцены. Впрочем, Шекспир писал не только пьесы. Его стихотворения - сонеты пленяли современников и продолжают пленять потомков силой чувств, глубиной мысли, изяществом формы. Читатели могут особенно хорошо оценить шекспировские сонеты, благодаря превосходным переводам. Но главным делом для Шекспира, страстью всей его жизни была работа драматурга, создание пьес. Огромно мастерство Шекспира как драматурга. Язык его трагедий отличается необыкновенным богатством и красочностью. Его драматургия занимает почетное место в репертуаре театров всего мира. Созданные три с лишним века назад трагедии, исторические хроники и комедии Шекспира живут до сих пор, волнуют и потрясают воображение зрителей. Лучшие театры мира и выдающиеся актеры поныне считают для себя экзаменом и счастьем поставить и сыграть шекспировский спектакль.
4. Творчество Шекспира принято делить на три периода. Первый период (1590—1600) называют оптимистическим. Гуманистическая вера в природную доброту человека, доверие к свободному развитию личности, ожидание скорого торжества всеобщей гармонии — таково миропонимание драматурга в эти годы. Этот первый период творчества Шекспира характерен преобладанием двух жанров — комедий и хроник.Комедии Шекспира, полные радости, смеха, веселья, поэтической любви, — это праздник ренессансной личности, свободной и прекрасной. ( В хрониках Шекспира льется много крови, но хотя в них часто происходят самые мрачные события, основа их также оптимистична: они славят торжество целостного национального государства над средневековыми распрями.Но крушение гуманистических иллюзий было неизбежно — человек освободился от феодального рабства, чтобы попасть в путы рабства буржуазного. Шекспир сумел увидеть это и выразить в своем творчестве. Наступает новый период его творчества — трагический (1600—1608), эпоха “Гамлета”, “Отелло”, “Короля Лира”. Героям великих трагедий Шекспира становится ясно: мир безнадежно болен, в нем царствует зло. Со страниц трагедий веет отчаянием и болью за человека. Напрасно убеждать себя в том, что есть выход, — Гамлет, Отелло, Лир обречены на гибель; Клавдий, Яго и Эдмонд безраздельно господствуют в жизни. Со всей жестокостью художника, которому важнее всего сказать правду, всю правду о мире, говорит об этом Шекспир.Гуманистические иллюзии отвергнуты, но вера в идеалы гуманизма сохранена. Самой своей гибелью — а гибнут они сражаясь — герои шекспировских трагедий утверждают величие человеческого духа.Художник, если он настоящий художник, не может не оставить людям надежды. Но в реальном мире трагические коллизии неразрешимы, и Шекспир ищет решения жизненных конфликтов в фантазии, в утопии. Он создает сказочные миры, где реальные столкновения трагической действительности силой мечты разрешены к благу человеческой личности, где человек предстает очищенным, возвышенным, где торжествует мудрая доброта сказки. Таков третий, последний, романтический период творчества Шекспира (1608—1612), период “Зимней сказки” и “Бури”.
|